Три дня, которые перевернули мир

Ради новых знаний и ощущений молодые педагоги Воронежской области на три дня снова сели за парты

Три дня они спорили, думали, мечтали, анализировали, слушали, делились, заглядывали в себя и совершали открытия. В себе. В своей профессии. В мире, который их окружает.

Они – это 65 учителей со всей Воронежской области. Вчерашних и нынешних студентов-старшекурсников Воронежского педагогического университета, переступивших школьный порог, чтобы просвещать, воспитывать и прививать любовь к ближнему. А собрала их Школа молодого педагога «Шмель», которая прошла на базе воронежского санатория имени Дзержинского. К слову название Школы родилось во время первого сбора в 2015 году, когда участники и наставники решили сокращенное и скучное «ШМП» превратить в неунывающего и трудолюбивого «ШМеля Петровича».

Тамара Гашимова.

 О работе министра и поиске себя

По уже сложившейся традиции тон ШМП «Шмель» — 2025 задала бессменный руководитель проекта, учитель русского языка и литературы, победитель регионального конкурса «Учитель года» в 2001 году, член жюри Всероссийских конкурсов «Учитель года» и «Дебют», победитель регионального конкурса «Учитель года – 2001», Почетный наставник Воронежской области Наталья Тихонова.

Открыла работу Школы председатель Воронежской областной организации Общероссийского профсоюза образования Людмила Дорохова. Она поприветствовала собравшихся, пожелав плодотворной работы и новых открытий. Затем Наталья Тихонова рассказала о целях и задачах «Шмеля».

В этот же день «шмели» встретились с руководителем Министерства образования Воронежской области Натальей Салогубовой.

Министр доступным языком рассказала своим юным коллегам о региональной политике в образовании и приоритетных направлениях, на пальцах объяснила принципы расходования бюджета министерства.

— Я отвечаю за то, чтобы 47 миллиардов были потрачены по целевому направлению, чтобы этих денег хватило на все, — подчеркнула Наталья Салогубова. — Львиная доля уходит на зарплату. Эта норма регулируется указами Президента и зависит от среднего показателя от приносящей доход деятельности. Воронежская область всегда была первой среди тех, кто получал федеральные деньги в рамках национального проекта «Образование». Но это не только моя заслуга. Это — поддержка Губернатора Александра Гусева и работа большой команды нашего министерства. И те меры, которые в регионе существуют относительно помощи молодым педагогам – социальные льготы, методическое сопровождение, доплаты, наставничество, система повышения квалификации, инновационные проекты – это тоже работы министра. Здесь мы идем в связке с Профсоюзом. Вам необходимо искать себя, чтобы расти дальше. Надо учиться, набираться опыта, в частности, на таких масштабных проектах. Потом вы всегда сможете применить эти знания в своей деятельности.

По мнению Натальи Салогубовой, сейчас для системы образования самое хорошее время относительно предыдущих десятилетий:

— Единое образовательное пространство, единые требования, программы, учебники – в единообразии легче найти индивидуальный подход к ребенку. Сегодня на первый план выходит патриотическое воспитание Мы с вами — наследники памяти, исторических традиций народа, который останется на планете на долгие тысячелетия благодаря своей высоконравственности. Также большое значение уделяется профориентации. Сформированы программы, начиная с 5 класса. У нас есть прекрасный опыт профессионалитета в педагогическом направлении.

О метаморфозах и катарсисе

Как и в прошлые годы, программа Школы молодого педагога была крайне насыщенной.

Лекции ведущих специалистов Воронежской областной организации Общероссийского Профсоюза образования, мастер-классы и семинары от педагогов-победителей Воронежского регионального этапа Всероссийского конкурса «Учитель года» разных лет и учителей-наставников «Шмеля», квесты и встречи начинались рано утром и заканчивались ближе к полуночи.

— Программу разрабатывает бессменный руководитель проекта Наталья Тихонова, — рассказывает заведующая организационным отделом Воронежской областной организации Общероссийского Профсоюза образования Евгения Попова. – Она же приглашает педагогов для работы в педотряде, лекторов. Основа программы из года в год сохраняется, меняется наполнение.

Сразу по приезду начинающих педагогов делят на группы. За каждой закрепляют по два наставника из педотряда. Нынешняя команда работает вместе уже больше трех лет.

Учитель химии лицея №7 Воронежа Леонид Шапошников в педотряде пятый год,  участником «Шмеля» был в 2018 году — в свой первый год работы в школе.

— Мы — посредники между преподавателями, которые читают лекции, и молодыми учителями, — поясняет Леонид Шапошников. — Не каждый в силу разных причин может обратиться напрямую к преподавателям, мы транслируем мнение и желания наших молодых коллег. Помогаем им при подготовке к вечернему делу, рассказываем о том, как себя вести на разных занятиях. Завершает день так называемая «свечка» – сбор отряда для подведения итогов при зажженной свече и планерка преподавателей.

По словам Натальи Тихоновой, преподаватели ШМП не читают лекции в академическом понимании.

— Мы показываем нашим юным коллегам, как нужно войти в профессию, что есть хорошего в ней, несмотря на стандарты и инструкции, — рассказывает Наталья Тихонова. — Все преподаватели работают у нас не для того, чтобы показать, как составить карту урока или как отчитаться перед заместителями директора. Они помогают наполнить внутреннее содержание, пробуждают и раскрывают  чувства, учат слушать. Искусство, литература, музыка… Все продумано и составлено так, чтобы наши слушатели смогли пережить катарсис, чтобы они после «Шмеля» стали другими.

Подтверждением произошедших перемен стал квест «Метаморфозы». Слушателям школы, пройдя несколько станций, предстояло ответить на вопрос – готовы ли они измениться и что для этого надо сделать?

— Многие, по их собственному признанию, ни разу не задумывались об этом, — говорит Наталья Тихонова. – Мы их просили написать: если ты хочешь измениться, что возьмешь с собой, а от чего откажешься? Зачем ты хочешь меняться, ради чего? – на этот вопрос надо было ответить танцем. Они прописывали алгоритм на вопрос: каким способом ты собрался меняться, какую цену готов заплатить за эти изменения? Через несколько часов итоги квеста нашли отражение в стенгазете, бессменным редактором которой служит учитель ИЗО Углянской школы Верхнехавского района Наталья Бунина.

О роскоши общения и любви

Второй день начался с лекций.  Говорили о приоритетных направлениях Профсоюза, об основах воспитательной деятельности, профессиональном выгорании, роскоши человеческого общения, о преодолении трудностей общения с родителями учеников и о том, как не потерять себя. Большой интерес вызвали выступление профессора Воронежского государственного университета инженерных технологий, доктора политических наук Романа Савенкова о современной геополитической обстановке и лекции сотрудников Воронежской областной организации Общероссийского Профсоюза образования. Председатель воронежской областной организации Профсоюза Людмила Дорохова осветила правила оплаты труда в образовательной организации, правовой инспектор Елена Астафьева разъяснила особенности правового регулирования педагогической деятельности, а ведущий специалист по правовым вопросам Денис Красненков вынес на обсуждение вопросы дисциплинарной ответственности и правовой культуры молодого педагога.

Затем в гости к слушателям Школы с мастер-классами приехали участники психолого-педагогического лагеря регионального центра выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи «ОРИОН». И снова  — искренние эмоции, классические произведения: музыкальные, литературные. Старшеклассникам помогали профессор Воронежского государственного института искусств, кандидат искусствоведения, лауреат международных конкурсов, участник ансамбля «Воронежские солисты» Воронежской областной филармонии Ольга Калашникова и доцент кафедры оркестровых народных инструментов ВГИИ, лауреат международных конкурсов в Германии, Италии, США, участник ансамбля «Воронежские солисты» Валерий Калашников. Заместитель руководителя департамента общего и дополнительного образования аппарата Общероссийского Профсоюза образования, кандидат педагогических наук, заслуженный учитель Российской Федерации Евгений Романенков читал наизусть отрывок из романа «Война и Мир» под аккомпанемент Ольги Калашниковой.

О равновесии и служении обществу

Особенностью третьего, заключительного дня стали мастер-классы и педагогические мастерские от членов педотряда.

Подготовивший двух стобальников по химии Леонид Шапошников назвал свой мастер-класс «Диалог о равновесии»:

— Говорили о том, как достичь равновесия на уроке, например между теорией и практикой. Я за шум на уроке, но пусть он будет рабочим. Мне важно, чтобы ребята размышляли, а не сидели молча, уткнувшись в тетради. Мы и сами здесь учимся. Например, я каждый год слушаю лекцию Натальи Сергеевны Тихоновой «Урок как художественное произведение» и постоянно нахожу что-то новое для себя.

Учитель истории и обществознания воронежской гимназии имени И.С. Никитина Анастасия Бычуткина пригласила порассуждать о важности психоистории в профессиональном становлении молодых педагогов:

— «Шмель» — это другой мир, который мы создаем не за счет традиционных методов, способов и форм, мы каждый раз следуем вызовам группы, общества, современности, детей. Психоистория важна для понимания мотивов поступков наших детей: что на это влияет, как с этим работать, чтобы не допустить отрицательных крайностей. Участники школы задают вопросы, дополняют. Это радует.

Преподаватель русского языка и литературы средней школы №51 Воронежа Яна Мамонтова свое занятие посвятила специфическим ошибкам письменной речи школьников. Это происходит не потому, что дети не знают правила, а потому что у них есть определенные нарушения. К сожалению, сейчас таких учеников много, но не все учителя умеют вовремя распознать эту проблему.

Свой урок по выбору учитель информатики, победитель регионального конкурса «Учитель года – 2007», создатель антимузея «Бирюльки» Роман Наливкин назвал «Каляк Амалякович».

— Я предлагаю взять любой детский рисунок из Интернета, прочитать отзывы, которые оставили взрослые и составить своё мнение.  Как показала практика, с помощью детского рисунка можно найти образы для описания любого события или явления. Сегодня в школу приходит удивительная молодежь, с которой приятно работать. Вначале ездил сюда, как лектор, но потом решил быть в составе педотряда. «Шмель» мне близок по духу и хочется вариться в нем.

Учитель русского языка и литературы образовательного центра «Содружество», Лауреат Всероссийского конкурса «Учитель года России» (2019), победитель конкурса на присуждение премий лучшим учителям Воронежской области (2021), призёр Всероссийской олимпиады учителей русского языка «Хранители русского языка» (2023, финалист конкурса «Флагманы образования» (2023), победитель регионального конкурса «Наставник36» (2024), член Всероссийского экспертного педагогического совета Анастасия Василевская предложила поговорить о ценности человека, о том, можно ли ее измерить, и если можно, то каким образом. Подумать о том, как связаны Моцарт, Достоевский, Адольф Хармс и Филип Халсман – музыкант, писатель, конструктор и фотограф.

— Мой мастер-класс про то, что каждый человек служит обществу. Как и учитель, — резюмировала  Анастасия Василевская.

Главной темой занятия специалиста по методическому сопровождению «Росдетцентра», лауреата, победителя по мнению общественного жюри Всероссийского профессионального конкурса «Арктур» — 2024 Елены Недиковой стала любовь.

— Наш разговор — о любви. О любви ко всему – профессии, Родине, людям. Я предлагаю им поговорить с детьми о том, как сформировать потребность подвига, потребность защиты Родины. Все это происходит на основе любви. На примере картин, художественных произведений предлагаю порассуждать о том, любит ли автор Родину? Мне нравится участвовать, заниматься с молодыми учителями – вчерашними студентами. И если хотя бы один из них заразится чем-то, то он будет и дальше расти.

Главное правило педагогики – начни с себя. Первый день осторожничают, всего боятся, потом раскрываются и не хотят расставаться. Огромное удовольствие работать в команде единомышленников, когда главное — рабочее, а не личное. «Шмель» — это — профессиональный союз.

О больших смыслах и рефлексии

Традиционно кульминацией Школы молодого педагога становится заключительный спектакль.

— Решила, что это будет рефлексивный спектакль, где мы говорим о том, что с нами произошло за все три дня работы «Шмеля», — рассказывает постановщик спектакля Елена Недикова. – Тема – новоселье, как отражение того, что с ними произошло за эти три дня. Межличностные отношения, метаморфозы, переживания — всё вошло туда. Задание для всех отрядов было одинаковое, тему они узнали во второй половине заключительного дня.  С ними занимались их организаторы в роли главных режиссеров. Потом мы на репетиции собрали всё воедино. Рефлексивный спектакль тем и хорош, что можно посмотреть здесь и сейчас на то, что мы из себя представляем.

О том, насколько удался спектакль, можно было судить по реакции зала. И снова аккомпаниаторами выступили участники ансамбля «Воронежские солисты» Воронежской государственной филармонии Валерий и Ольга Калашниковы.

— Это шестой спектакль, который поставила Елена Недикова, сейчас она превзошла саму себя, — призналась после закрытия кулис Наталья Тихонова. – Получилось настоящее художественное произведение благодаря тому, что участники спектакля выдавали свое личностное. Сценарий, драматургия сцен, слаженность действий, речь, декорации – это называется ансамбль. 

Итог работы «Шмеля» подвели Евгений  Романенков и Людмила Дорохова.

— Несколько лет я наблюдаю за тем, как происходит взаимопроникновение, как самые активные участники школы после ее окончания становятся частью команды, — признается Евгений Романенков. — Мы с вами побывали на уникальном мероприятии, которое состоит из интересных блоков – профсоюзных и профессиональных. Разделить их не возможно. Профсоюзный — равно профессиональный.  Таких школ, как «Шмель» в России не много. Спасибо воронежским коллегам, за то, что они наполнили эту Школу большими смыслами. Одно из направлений моей работы – ранняя профориентация. Психолого-педагогические классы, лагеря, призваны обеспечить системность в формировании будущего учителя, его внутреннего мира. Системность в подготовке дает уверенность в себе. В каждом регионе страны действуют Советы молодых педагогов Общероссийского профсоюза образования. Члены Совета идут в педвузы к ребятам, которые решили стать учителями. Затем все вместе — в педклассы, рассказывают о том, чем интересна эта профессия.

Затем Евгений  Романенков перешел к награждению. Нагрудного знака «за вклад в развитие молодежного педагогического движения Общероссийского профсоюза образования» удостоились Елена Недикова, Леонид Шапошников, Виталий Швецов.

Почетными грамотами Общероссийского профсоюза образования награждены Елена Мамонтова и Анастасия Бычуткина.

Почетные грамоты Воронежской областной организации Общероссийского профсоюза образования Людмила Дорохова вручила Евгению Романенкову, Наталье Тихоновой, Анастасии Василевской, Владимиру Фролову, Роману Наливкину, Сергею Рыжих, Юрию Михайлову, Анне Ишутиной и Наталье Буниной.

Всем участникам Школы молодого педагога подарили книги «Учитель в моей жизни» и «Педагогические семьи Воронежской области».

— Надеюсь, что за эти три дня у нас сформировалось педагогическое сообщество «Шмеля», — обратилась напоследок к коллегам Людмила Дорохова. – Хочется верить в то, что эта Школа оставит яркий след в вашей жизни, что всё увиденное и услышанное пригодится в дальнейшей работе. Со своей стороны мы активизируем деятельность Совета молодых педагогов. Помните о том, что Учитель — это тот человек, который формирует личность ребенка.

Понять глубину самых сложных вещей

Анна Плетнева, учитель химии и биологии Вязноватовской общеобразовательной средней школы Нижнедевицкого района:

— Честно говоря, немного волновалась перед началом — думала, будет скучно и формально, как иногда бывает на подобных мероприятиях. Но все оказалось совсем по-другому! Во-первых, столько всего полезного узнала! Про то, как работать с разными детьми, как сделать уроки интересными и захватывающими. Теперь смотрю на многие вещи под другим углом, что позволяет познать их глубину!

Потрясающая атмосфера! Все такие открытые, дружелюбные, готовые делиться опытом. Я познакомилась с такими интересными людьми! Это так здорово — чувствовать, что ты не один, что есть единомышленники, которые тебя поддержат. И отдельное спасибо организаторам! Они создали такую теплую и вдохновляющую атмосферу. Все было продумано до мелочей.

Школа молодого педагога «Шмель»  дала мне не только новые знания и навыки, но и огромный заряд энергии и мотивации. Весь опыт, полученный здесь, я обязательно буду применять в своей педагогической деятельности! В частности, обязательно внедрю в свою педагогическую деятельность форму организации занятий, которая применялась организаторами на протяжении всего мероприятия. Очень заинтересовала практика используемая в театральном искусстве. Ее тоже постараюсь использовать в своей работе, поскольку являюсь руководителем школьной театральной студии «Кукольные посиделки». Школа молодого педагога  «Шмель» — это место, где каждый находит себя и понимает глубину даже самых сложных вещей

Арина Акимова, педагог-психолог лицея №6, г. Воронеж:

— Хочется поблагодарить организаторов форума, наших кураторов и Профсоюз за ШМЕЛЬ-2025. Это — мероприятие, подарило мне много новых знаний, эмоций и впечатлений.

Вечерние творческие дела привнесли в эти три дня атмосферу лагеря, так как мы не только получали знания для своей работы, но и смогли себя увидеть в разных ролях: танцоры, актёры, сценаристы и художники.

Семинары были как теоретические, так и практические. Я как психолог, люблю больше практику и поэтому для себя выделила много интересных упражнений и материалы, которые я в дальнейшем смогу использовать.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *